Ой чтот забыли тему эту славную, да апнуть ея чтоли. Есть слова набаты. Как колокольный звон стучали они в уши и сердца современников, но по мере отдаления чрез века лишь тихий шепот, ничего не говорящий нам долетает до скучающих ушек обывателей.
Одно из самых гроких слов-набатов - Пугач! Для последней трети XVIII века - страшное запретное убийственное слово. Его шипели в спину, от него вздрагивали, его выискивали в невиннейших вещах, его запрещали, его боготворили и поминали в час самых тяжких испытаний.
Понятно, откуда прозвучало оно изначально - от Емельки Пугачева. Но зажило потом вполне самостоятельной жизнью.
Странна cудьба самозванца. Для человека верующего, для человека крещенного нет страшней кары душевной чем отречься от имени, данного при крещении, отказаться от своей души и призвать себя именем другого, вписать в себя другую душу. Именно столь страшной судьбы и ведали очевидцы самозванчества. И потому так верили самозванцам, что не могли воспринять человека, добровольно отринувшего душу свою.
Странны соотнесения двух казаков - Ермака и Емельки. Оба воевали на западном фронте Руси - в Ливонской - Ермак, на семилетней - Емелька. Оба были беглыми на Яике, оба захотели изменить судьбу. Но если Ермак имя свое восславил и вплавил навек в историю, то Емелька под чужим именем пошел править русскую историю. Плохо мы представляем те мотивы и побуждения, что толкнули казака на дело самозванчества. и до него были самозванцы на Руси, но за исключением Отрепьева ( который видимо искренне верил в то что был сыном Иоанна Грозного), прочие самозванцы были явными авантюрисатми, не собиравшими вокруг себя сколь нибуть значительных отрядов. На Руси со времен Стеньки Разина не было грандиозных народных выступлений. Ни Астраханское восстание, ни выступление Кондратия Булавина нельзя назвать всенародными - это были ограниченные локально выступления воинских людей - стрельцов и казаков против политики Петра Великого. Мысль, что в России может быть грандиозная Крестьянская война не могла придти современникам вообще в голову. Да, хреновато бывало, но не настолько чтобы начинать зарево на весь горизонт.
И тут - полыхнуло. да так, что заместо солна на востоке империи светили ночью сплошные пожары. Яик, Башкирия, Южный Урал, Поволжье вплоть до Казани - лишь центры, от которых как метастазы расходились прелестные письма, отяды восставших и отдельные соблазнители.
Слов назвать происходящее - не было! Воровские шайки - не звучали, ибо воры, штурмующие Казань и грозящие Екатеринбургу, нонсенс. Воевали с правительством - царевы войска. Войска государя Петра III. И верили в это отнюдь не только крепостные да казаки, ибо странная смерть Петра III не давала повода даж дворянам судить - мог ли быть это подлинный царь али нет. Даже наследник престола Павел, по воспоминаниям ряда авторов, не был уверен, что там на востоке - не его отец.
Правительство Екатерины путалось и пугалось, именуя вора всячески непотребными словесами. И тут узнало подлинное имя и кинуло его в народ через манифесты. Мол то не царь Петр, а беглый казак Емелька Пугачев!
Но тут попали впросак. Народ, что слушал манифест да на ус мотал, услышал одно - Пугач! Да какой! Что сама императрица боится. И стало слово Пугач не именем - страхом для одних и знаменем для прочих.
И даже когда разгромлены были пугачевцы и люто растерзан сам Емелька, то не имя царя Петра и ни его родное имя осталось, а имя возмездия и кровавой угрозы - демона Пугача.
Екатерина знала силу слов. И умела их запрещать - вычеркнут был с карт Яик, ставший отныне рекой Урал. И имени нельзя было поминать - Пугач.
С Яиком удалось. Пугача - не затушили. Еще при Пушкине Пугача боялись и поминали. Сам Пушкин был буквально влюблен - не в конкретного человека, а в грозное имя, ибо имя было страшней, значимей и живей.
Истересно воспоминание Полетики (если не ошибаюсь). Как в царствование Павла (которого боялись панически), завидев кортеж императора Полетика перелез за забор и укрылся в канаве, где уже сидел по этой же причине странствющий ремесленник. Пережидая проезд кортежа, ремесленник хитро обратился к Полетике, мол что, барин, запугал и Вашего брата Пугач? Э?! Как ты смеешь, собака, государя императора Пугачем назвать? Сразу возмутился Полетика. Дык ты, барин, и сам его Пугачем считаешь, иначе чего ко мне за компанию в канаву полез? срезал его ремесленник.
Полетика взгрустнул и когда кортеж скрылся, молча полез из канавы.
На финал песня Олега Митяева "Печали Каменного пояса". Жив, жив Пугач)
А как на речке, что за лесом,
Оплошка вышла, да зазря:
Мы потопили плот с железом,
А на железе - "соболя".
Кого винить? Да вроде некого.
Кого казнить? Самих себя.
А коль бежать, так вроде некуда -
Кругом Демидова земля.
И без того не лучше каторги
Житье у нас, хоть волком вой.
А тут до смерти биты катами
Да и отправлены в забой.
Не на урок - на веки вечные.
Прощайте, птахи да гроза.
Мы цепью с тачками повенчаны,
Видать лишь зубы да глаза.
Ой, люли-люли-люшеньки,
Пропали наши душеньки.
Да кабы только мы, сердешные,
Уж сколь загублено - не счесть.
И вот прорвались беды вешние
Да норовят плотину снесть.
Пошла беда хлестать по колесу,
В Кыштыме-городе мортиры льют.
Вразнос по Каменному поясу
Пошел лихой работный люд.
В Челябе звон, гудит толпа,
Бьют благовест колокола,
Под барабан, под вой рожков
Въезжает сам Иван Грязнов.
А кто таков? Да чей такой?
Да самозванец он и вор,
Да он холоп демидовской
Пустился на обман.
Утек да прятался в листве,
Рубцы лизал, душой черствел.
Да в пугачевском воинстве
Он ноне атаман.
Уж он посажен в кресла царские,
Чинит властям крутой допрос.
С народом – все добром да ласками,
Ну а с боярами - всерьез.
Дурманит головы свобода,
Вершится справедливый суд.
Да жаль, укрылся воевода -
Качал бы брюхом на ветру.
В Челябе звон, гудит толпа,
Бьют благовест колокола.
Под барабан, под вой рожков
Справляет суд Иван Грязнов.
А кто таков?, Да чей такой?
Да долго ль по миру гулять?
Монашка старая с клюкой
Гадает за ручьем.
Гадает, да не ведает,
Что уж Емельку предали.
Кружит в степи над бедами,
Ждет крови воронье.
А как накружатся поганые
Да чрево, подлые, набьют,
Снега укроют пятна алые,
Да токмо память не сотрут.
Ох, сколько нам терпенья дадено,
Да много ль времечка пройдет? -
Поднимет Русь с дубьем, с рогатиной
За правду лыковый народ.
Ой, люли-люли-люшеньки,
Не стерпят наши душеньки.
1985
Добавлено (02.12.2009, 10:31)
---------------------------------------------
Странно всетаки как порой слабо люди контролируют свои потоки речи. Понятно, что крайние варианты типа Каббалы или монашеского аскетизма с обрядом безмолвия не применимы в повседневной жизни, но то, с каким пренебрежением окружающие нас люди подбирают слова, вызывает порой у меня ужос. Мало того, что точные значения многих слов использующие их люди не знают, мало того, что совершенно не осознаются случаи, когда слово не подходит по контексту к ситуации, так еще и то, что в определенных кругах называетя "фильтровать базар", совершенно выпадает из сознания граждан.
Характерно это не только для русской культуры. В одном из замечательных эссе Переса- Рэверте отмечается, насколько испанцы перестали следить за языком, используя в повседневных бытовых ситуациях слова, веком раньше немедленно бы приведшие к кровавой поножовщине. "Нефильтрование базара" вызвано многими причинами - общей толерантностью к антиобщественному поведению (которое порой прямо пропагандируется культурой), не осознавание человеком используемой лексики как оскорбительной или невозможной к применению в порядочном обществе, и, пожалуй, самое главное, - резким снижением шансов ответить за свои слова.
Не секрет, что самые галантные и вежливые культуры имели место в обществе с тотальной вооруженностью. Помимо легендарных самураев, этикет общения которых просто сводил с ума своей тонкостью. была к примеру и культура Дикого Запада, где самослежение за словами и поступками гарантировалось наличием револьверов и винчестеров у окружающих. И это не примеры маргинальных обществ. Англия - страна джентельменства, и сами джентельмены хорошо понимали откуда у них культура вежливости - от наличия у других джентельменов шпаг и пистолетов. Даже в конце XVIII века один из американских политиков справедливо говрил - что их циилизация - это цивилизация изысканно учтивых и хорошо вооруженных дентельменов. При этом подразумевалось, что первое исходит от второго. Потому законы о личном оружии, что холодном, что огнестрельном, в США вплоть до последнего времени были либеральнейшими. Дабы наличие оружия плодило джентельменов)
В России недаром вместе с понятием личной чести было введено и личное холодное оружие для офицеров. Дабы, получив оскорбления, офицер мог тут же и ответить за свою честь. С другой стороны, вооруженный человек следил за своими словами, ибо шпага на его боку предполагала факт сатисфакции со стороны его оппонентов.
Таким оразом были стимулы тщательно подбирать слова.
В наше время подобные стимулы во многом утрачены. И это категорически плохо. Особенно зло проявляется вляние онлайна. На примере тогоже ПВ мы видим, что за самые резкие слова с поминовением сексуальных утех ваших родителей обидчик ныне даже не банится и отделывается копейками - покатаной хиркой или парой кукол. Как этот факт безнаказанности развязывает языки - можете каждый день зреть сами. Это самый негативный момент пв и онлайна.
И это один из немногих плюсов реала, что за свои слова тут можно ответить немедленно.
Собственна вчерашний эпизод, что и дал мне повод пофлудить. Еду с работы в маршрутке. И тут садится тело - прям класика жанра - обколотое, наколки на пальцах, мат перемат. Сразу начинает клеится к девушке, имевшей несчастье сидеть рядом с ним. Клеится в своем стиле - бля, парежу, что отворачиваешься и т.д. Послушал это немного и тело прямо предупредил что если он не заткнет пасть и не будет сидеть тихо, то на следущей же остановке ему выходить. тело недоуменно замолчало, посмотрело на меня, подумало. Но видимо мозги были уже в полной коме, ибо снова завел сою волынку. Тут уже его предупредил и сидевший рядом со мной парень. Тело опять подумало, но снова полезло к девушке со своими базарами о блядях и проститутках, которые чтото ему не дают. Тут общему терпению настал конец. Водитель притормозил у обочины, открыл дверку, и мы с соседом встали. Тело в итоге вылетело из маршрутки вперед головой и надеюсь поломало себе шею. По крайней мере так и оставалось лежать, когда мы поехали дальше.
И всю дорогу домой думал - как было бы хорошо, если б каждый год в обязательном порядке был сбор самых отпетых пекашников и грубиянов сервера. Составили бы список по опросу среди игроков - кого они хотят видеть в реале. И привезли б на показ публике тех же Демоникса с Элурилом. Думаю одного раза хватило дабы воцарить на сервере вежливость и гармонию. И вместо развращения безнаказанным словесным поносом были бы хоть как то приближенные к жизни условия. Да и самим Демониксу с Элурилом это возможно продлило бы жизнь. Ибо привыкнув не следить за языком, брякнут они "козел", толкнув незнакомца на улице и даже не поймут, за что им воткнули сзади заточку в печень. Тк и помрут изза ПВ.